Интернет-портал

Официальный интернет-портал правовой информации

Госуслуги

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Федеральное агенст

Баннер Федеральное агенство по делам национальностей

Портал госуслуг

Баннер Портала госуслуг

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 21.08.2017, 05:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Краеведческий Музей
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

К 290-летию добычи угля в Кузбассе
К 290-летию добычи угля в Кузбассе.
 
        В начале XVIII века в России заметно оживились поискиполезных ископаемых. Царское правительство начало рассматривать как дело государственной важности. Поэтому далеко не случайно Михайло Волков открыл на правом берегу Томи "горелую гору" с горючим камнем.
        Мы чтим и помним первооткрывателей кузнецкого угля. Еще в 1791 году упрвляющий Салаирским рудником П.И.Шангин установил "наличие выходов каменноугольных пластов в районе села Кольчугина". В фондах краеведческого музея хранится интересное печатное издание – «Геологическое описание Кольчугино Томской губернии за 1897г.» Б.К.Поленова. В своем отчете профессор геологического комитета писал, что по правому берегу реки Ини, под самым селением, тянется на значительном протяжении разрез песчаников и сланцевых глин с пластами каменного угля, из которых два, Майеровский и Брусницынский, эксплуатируются несколькими шахтами Кольчугинской каменноугольной копи. При рытье погреба возле одного из крайних домов селения обнаружен выход Семейного пласта. Ниже по реке Ине, у мельницы, был виден выход Болдыревского пласта. Еще ниже Кольчугинской копи в глубокой и длинной балке, был обнаружен выход мощнейшего Журинского пласта, разработанного неглубокой штольней. По всей видимости, именно этот пласт начала обрабатывать Журинская штольня, ставшая впоследствии шахтой.
        С 1883 года в Кольчугине начала выдавать горючий камень шахта «Успех».
        С 1885 года активизируется обследование Кольчугинского месторождения. Этим занимались геологи Б.К.Поленов, И.П.Толмачев, Ф.П.Брусницын. По их фамилиям названы первые изученные пласты рудника.
        С 1895 года разведка Кольчугинского месторождения проводилась посредством бурения под руководством горного инженера Н.П.Лифлянда, который представил более детальные данные о строении Кольчугинского месторождения. Б.К.Поленов высоко оценил исследовательскую роль Лифлянда и выразил ему благодарность за содействие при изучении столь богатого месторождения. В тот период времени было исследовано семь пластов.
        Разведки близ села Кольчугина показали громадных и легкодоступных запасов каменного угля. Однако для его вывоза на Транссибирскую магистраль надо было проложить железнодорожную ветку. Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз) во главе с директором-распорядителем Иосифом Иоифовичем Федоровичем получило право построить железную дорогу от Кольчугина через Щегловку до Юрги, с выходом на Транссиб, а также право на разведку и строительство шахт. В 1915 году работы по строительству дороги были выполнены.
        А вот что говорится в отчете о работах, проведенных на Кольчугинском руднике за второе полугодие 1916 года: «Закончена укладка подъездных путей к шахтам «Николаевская» и «Капитальная». При шахте «Николаевская» установлена погрузочная площадка с эстакадами. Проводятся земляные работы и укладка стационарных путей при шахте «Капитальная», а также ветка на Журинскую штольню». В архивах музея есть также показательный исторический снимок. На нем неизвестный фотограф запечатлел фрагмент строительства подъездных путей на шахту «Журинская».
        В 1913 году Копикуз приглашает известного геолога Л.И.Лагутина продолжить исследования месторождения, а точнее, указать место для закладки шахты «Капитальная». К сожалению, рано ушел из жизни Лагутин. 17 августа 1915 года он скончался в Кольчугине. Но его дело продолжили ученики. Один из них, А.А.Галеев, писал так: «Уже через год нам стало ясно, что перед нами не захудалый второстепенный район, а одно из крупнейших месторождений».
        Нет уже тех шахт, прародительниц Кольчугинской копи, около десятка лет назад были убраны последние старые подъездные пути к ним – отпала необходимость перевозить грузы. О том, что по ним когда-то шли груженные вагоны с углем на выход к Транссибу, говорит документ, найденный при ремонте железнодорожного вокзала. В 2001 году начальник вокзала станции Ленинск-Кузнецкий-1 (в прошлом – станция Кольчугино) Л.А.Шайгерова передала в музей заявление на подачу вагонов под погрузку, датированное сентябрем 1918 года. Скомканный лист бумаги привлек внимание рабочих. Десятки лет он пролежал под настилом двойных полов здания вокзала. В нем дежурного по станции Кольчугино просят подать 11 вагонов под погрузку угля на шахты «Николаевская», «Капитальная», «Журинская». Красивый почерк канцеляриста, прошлый век. Наша живая история, которую надо знать.
       Вот уже почти 120 лет земля Кольчугинская выдает из своих подземных кладовых уголь. По прогнозам специалистов, его хватит еще не на один десяток лет. Хочется в связи с этим напомнить слова геологов: «Наиболее важным и драгоценным ископаемым является здесь, без сомнения, каменный уголь.
 
 

Бори́с Константи́нович Поле́нов (1859—1923) — русский геолог. Профессор Петербургского университета. 
Принимал участие в экспедиции на Алтай 1882 г. и проводил разведки каменноугольных пластов Кузбасса, в том числе и Кольчугинского рудника.


Категория: Статьи | Добавил: Admin (24.06.2011)
Просмотров: 421 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ucoz © 2017